Экскурсии для школьников

Что мы знаем об обучении в школе? Наверное очень многое знаем - ведь каждый из нас когда-то сам был школьником, у многих уже учатся дети. Знаем, что обучение состоит из школьных уроков, домашних заданий, каких-то лабораторных работ и прочих практических занятий, ну и из экскурсий. На самом деле очень хотелось бы заострить внимание именно на последнем пункте - на экскурсиях. Вообще узнать, какие бывают экскурсии можно подробнее тут, нас же интересует другой вопрос - а насколько эффективна эта форма занятий, является ли она формой обучения вообще и как часто она должна использоваться? Вот давайте на эту тему и порассуждаем.

Безусловно, экскурсия является формой обучения, так как в процессе экскурсии школьники получают новую образовательную информацию, причём практического характера. Разглядывание рисунков и фотографий в учебнике или на компьютере и даже трёхмерное моделирование в очках виртуальной реальности не даёт такой эффективности усвоения материала, как прямой и непосредственный контакт с изучаемым объектом или явлением. Увидеть, пощупать, услышать, уловить аромат - всё это даёт прямой опыт взаимодействия с предметом (объектом) исследования и такой опыт очень прочно откладывается в памяти человека. Если на уроке достаточно сложно длительное время удерживать внимание школьника на изучаемом материале, то экскурсия в этом плане имеет существенное преимущество, так как воздействует на многие органы чувств и позволяет относиться к исследованию с большим интересом.

Как часто должны проводиться экскурсии? На самом деле, чем чаще - тем лучше. Ввиду максимальной эффективности данной формы обучения этим методом невозможно злоупотребить, однако стоит отметить и то, что едва ли есть смысл многократного посещения одной и той же экскурсии. Конечно же, тут важно разнообразие и всё-таки подкрепление теоретическим материалом. Кроме того, необходимо помнить, что экскурсия должна завершиться некоей рефлексией - написанием отчёта, эссе или реферата по итогам увиденного и изученного. Только таким образом можно контролировать образовательный процесс и понимать, получен ли эффект от проведённого мероприятия.