Актуальные вопросы по организации дистанционного обучения

На сайте  БОУ ДОП «Институт развития образования Омской области» открыт специальный раздел «Скорая методическая помощь», где можно найти ответы на наиболее «острые» и часто задаваемые вопросы педагогов
по организации обучения школьников в дистанционном режиме http://irooo.ru/skoraya-metodicheskaya-pomoshch

 

Актуальные вопросы:

 

8.04.2020 - Как оптимизировать работу учителя на образовательной платформе «Дневник.ру» с учетом технических сложностей?

Отвечает Дарья Сергеевна Соломина, учитель географии и ОБЖ БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 65»:

Конечно платформа «Дневник.ру» одна из приоритетных, так как на ней зарегистрированы все дети и родители школы. Столкнувшись как все с техническими трудностями я выработала ряд способов работы с этим порталом, а именно:

  • на платформу захожу утром (до начала занятий) и вечером, когда нагрузка на портал не такая большая, чтобы заранее прикрепить задания на текущие уроки;
  • для каждого класса разрабатывается алгоритм работы и материалы по возможности не загружаются на платформу, а предоставляются только ссылки на сторонние информационные источники, чтобы «вывести» детей на другие образовательные платформы для снижения нагрузки на портал;
  • если работа предстоит объемная, то создаю документ Word, в котором описываю алгоритм, добавляю дополнительную информацию. Для удобства и устранения необходимости постоянно работать с порталом, создаю для скачивания таблицу «Тема/Прохождение урока (какими источниками пользуемся)/Задание/ контроль (какая именно часть работы оценивается и мои данные для отправки»;
  • для контроля выполнения задания предлагаю ученикам на выбор присылать фото или скрины: социальная сеть «Вконтакте» (более 50% детей используют именно его, так как интерфейс прост), электронная почта, Whats App.

8.04.2020 - Родители зачастую агрессивно настроены по отношению к дистанционному обучению? Как в таком случае действовать?

Отвечает Алла Николаевна Петкевич, заместитель директора БОУ г.Омска «СОШ № 135 им. А.П.Дмитриева»:

Зачастую причина раздражения и агрессии родителей – это отсутствие или нехватка информации. В нашей школе постоянный контакт с родителями, их обязательное информирование осуществляется через классных руководителей, а также через сайт школы, где размещается информация о том, посредством каких ресурсов проходит процесс обучения в каждом классе и по какому плану, включая периодичность и формы контроля за обучением.

9.04.2020 - Как организовать онлайн уроки, чтобы в режиме реального времени общаться с учениками?

Отвечает Елена Валерьевна Раковец, учитель математики БОУ г.Омска «Гимназия № 140», руководитель региональной ассоциации учителей математики:

Рекомендую использовать платформу Zoom, в которой с функцией видеоконференцсвязи можно проводить онлайн-уроки, подключая весь класс. Бесплатная версия программы предусматривает одновременное подключение до 100 человек, время видеоконференции до 40 минут. Чтобы начать видеоконференцию нужно скачать с официального сайта zoom.us программу на телефон или компьютер, зарегистрироваться в ней. Дальше мы можем планировать видеоконференции и давать ссылку на предстоящую в любой мессенджер. Удобна эта программа еще тем, что позволяет демонстрировать свой экран, выслушивать всех участников конференции, высылать любые документы, общаться в чате, также есть возможность записывать видеоконференцию. Если 40 минут вам не хватило, то по заранее созданной ссылке можно начать конференцию заново. 

9.04.2020 - Как управленческой команде обеспечить координацию действий коллектива во время дистанционного обучения?

Отвечает Субботин Сергей Александрович, директор БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 130», руководитель региональной ассоциации руководителей Омского образования:

С использованием платформы Zoom у нас в школе проводятся оперативные  совещания с заместителями директора и педагогами. Это позволяет постоянно обмениваться информацией и работать командой в сложившихся условиях.

Отвечает Екатерина Андреевна Усенко, заместитель директора БОУ г.Омска «СОШ № 34»:

Мы проводим совещания при директоре с использованием программы Zoom. Обсуждаем возникшие проблемы и пути их решения, стратегии работы на ближайшее время, получаем оперативную информацию от директора с совещаний департамента образования, решаем какой информацией надо обеспечить учителей и родителей.

9.04.2020 - Первые дни повсеместного дистанционного обучения показали, что традиционное содержание уроков школьникам сложно освоить в удаленном режиме. В такой ситуации чем может руководствоваться учитель при отборе содержания?

Отвечает Татьяна Станиславовна Горбунова, ректор БОУ ДПО «ИРООО:

Сроки заочного обучения традиционно больше чем очного, и это не случайно. Темп самостоятельной работы всегда ниже, чем при очном общении. Поэтому объем учебного материала и соответствующего домашнего задания в условиях дистанционного обучения должен быть примерно 1/3 от того, что было предусмотрено сделать ранее в классе, а потом уже дома. Формат выполнения заданий должен быть также минимальным. Например, «сформулируй одним предложением основную мысль текста» или «подбери к тексту иллюстрацию».

Что касается времени онлайн общения учителя с учениками - дистанционного «урока», то он должен длиться не более 30 минут, из них 15 минут учителю необходимы для того, чтобы организовать учебную деятельность, примерно 10 минут надо отвести детям на выполнение задания и 5 минут остается на получение от них обратной связи. Способы обратной связи в этих условиях могут быть разные. Например, предложить 2-3 ученикам через 10 минут выполнения задания разместить свои ответы, а всем остальным обозначить символом свое согласие с этими ответами или несогласие. Учитель в зависимости от увиденного результата далее проведет коррекционную работу. При положительном исходе ученикам, кто представил результаты первыми, можно поставить отметку в журнале, формируя при этом еще приемы само- и взаимоценки и у других обучающихся.

Таким образом, сегодня перед нами стоит задача включать в содержание обучения только то, что является действительно очень важным. Все остальное мы с Вами сможем наверстать, скорректировав рабочие учебные программы в следующем учебном году.

24.04.20 – В сложившиеся короткие сроки педагогам сложно осваивать различные дистанционные технологии и качественно применять в обучении. Им также нужна поддержка как и ученикам, родителям. Кто должен ее осуществлять?

Отвечает Вячеслав Викторович Шестаков, директор БОУ ДО г. Омска «ЦТРиГО Перспектива»:

Любая администрация школы понимает эту проблему, необходимость такой поддержки и, планирует соответствующие мероприятия. Для поддержки педагогов сотрудниками БОУ ДО г. Омска «ЦТРиГО Перспектива» снято обучающее видео по применению программ и интернет-ресурсов для организации дистанционного обучения. Видеоматериалы размещены на странице «Дистанционное обучение. Материалы для учителей» (http://omsk-perspektiva.ru/svedeniya/distance_teacher/index.php):

23.04.20 – Есть ли реальная практическая польза для детей при дистанционном обучении по программам внеурочной деятельности во время самоизоляции?

Отвечает Александр Юрьевич Мамаев, учитель истории и обществознания МБОУ «Нижнеомская СШ №1»:

Я осуществляю в школе внеурочную деятельность по направлению «Шахматы для начинающих». Подобным родом деятельности занимаются педагоги в 58 центрах цифрового и гуманитарного образования «Точка роста». Считаю, что самоизоляция никак не помешала, а даже открыла новые пути для роста шахматного мастерства школьников. В своей работе использую онлайн-площадку https://chessfield.ru/chess-puzzles для решения шахматных задач. Провожу среди ребят конкурс решения задач. Отточить практические навыки игры можно на ресурсе https://www.chess.com/home,  который позволяет сразиться с шахматистами твоего уровня со всего мира. А провести турнир среди класса или даже целой школы учителю (тренеру) возможно средствами ресурса https://www.playok.com/ru/shahmaty/. Самоизоляция – прекрасное время для саморазвития, и шахматы могут в этом сильно помочь.

22.04.20 - Как можно реализовать внеурочную деятельность в период дистанционного обучения?

Отвечает Салахова Галина Михайловна, директор Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка Роста» - МБОУ «Конезаводская СОШ»:

При реализации программ внеурочной деятельности мы используем различные обучающие форматы: по общентеллектуальному направлению – это участие в онлайн-викторинах,  онлайн-олимпиадах, муниципальных состязаниях; по духовно-нравственному – участие в интернет-конкурсах творческой направленности, создание челленджа; спортивно-оздоровительное направление – онлайн-разминки для детей.

Работа педагогов дополнительного образования основана на использовании таких дистанционных образовательных форм как видео- и аудио- сопровождение учебных занятий, проведение вебинаров и мастер-классов, адресных дистанционных консультаций; использование ресурсов открытых электронных библиотек, участие в виртуальных экскурсиях. Общение организовано посредством возможностей социальных сетей и мессенджеров.

Так же как и при обучении по предметам, вопросы обучения детей по внеурочным программам обсуждаются в процессе организованного оперативного взаимодействия с родителями при участии педагога-психолога (горячая линия) и социального педагога (постоянная связь с родителями детей «группы риска»). Постоянную работу с родителями, информирование о текущей ситуации осуществляют классные руководители.

22.04.20 - Как распределить задания для обучающихся для классной и домашней работы в условиях самоизоляции?

Отвечает Александр Юрьевич Мамаев, учитель истории и обществознания МБОУ «Нижнеомская СШ №1»:

В моей практике дистанционного обучения задания классной работы направлены на изучение нового материала и выполняются учениками совместно со мной в режиме онлайн. Особенно это касается самых сложных заданий в различных темах и заданий для 9-11 классов, выполнение которых предстоит на государственных экзаменах.

Для домашней работы советую предусмотреть более простые задачи, с которыми ученик может справиться самостоятельно.

Более того, предметы, которые ведутся 2 и более раз в неделю позволяют использовать определенный подход к отбору заданий, который дает возможности уделять внимание не только предметным знаниям и умениям через решение тестов и задач, но и не забывать о метапредметных результатах обучения посредством содействия творческим инициативам школьников. В моей практике – это задания на развитие креативного мышления, развивающие функциональную грамотность и при этом вносящие разнообразие, так необходимое обучению во времена самоизоляции. Пропорции таких заданий могут быть 50:50.

21.04.20 - Как завершить обучение детей по дополнительным общеобразовательным программам дистанционно без их присутствия?

Отвечает Светлана Анатольевна Васильева, заместитель директора БОУ ДО г. Омска «ГорДЮЦ»:

В мае и июне в нашем центре заканчивается реализация программ социально-педагогической направленности. Большинство из них традиционно заканчивалось культурно-образовательными событиями для детей: физкультурно-оздоровительными праздниками, где дети демонстрировали приобретенные знания и умения.

В условиях дистанционного обучения педагогам было предложено заранее предусмотреть мероприятия по завершению программ: проанализировать планируемые результаты, предусмотренные в программе и подумать над формой итоговой аттестации. В результате, большинство педагогов сошлись во мнении, что это могут быть небольшие по объему и сложности детские проекты.

В настоящее время (в апреле) педагоги продумывают возможные темы для детских проектов на выбор и варианты их представления, например, небольшой видеоролик просветительского или обучающего характера, который в последующем будет использоваться в обучении с другими детьми (более младшей группы или с детьми по каким-то причинам временно не посещающим занятия).

21.04.20 - Как в условиях ограничительных мер осуществляют свои деятельность образовательные учреждения дополнительного образования?

Отвечает Виктор Викторович Бургер, директор БУ ОО ДО «ЦДНВ «Исток», руководитель Регионального модельного центра дополнительного образования детей Омской области:

В соответствии с пунктом 10. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 (далее-Порядок) при разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, т.е. в условиях ограничительных мер и самоизоляции образовательные учреждения доп. образования осуществляют свою деятельность также с применением данных технологий.

Также как и в школе, обучение детей организовано в соответствии с календарным учебным графиком и расписанием занятий продолжительностью до 30 минут (см. п.13 Порядка), с учетом возрастных особенностей обучающихся и пожеланий родителей. Обучение выстраивается через онлайн-занятия в формате видеоконференции с включением интерактивных учебные материалов, которые содержат учебный контент (видео, мультимедийные презентации, мини-фильмы, тексты, рисунки, инструкции, проверочные задания и т.д.).

С опытом организации образовательной деятельности БУ ОО ДО «ЦДНВ «Исток» в условиях самоизоляции можно ознакомиться на сайте центра