Актуальные вопросы по организации дистанционного обучения

            На сайте  БОУ ДОП «Институт развития образования Омской области» открыт специальный раздел «Скорая методическая помощь», где можно найти ответы на наиболее «острые» и часто задаваемые вопросы педагогов
по организации обучения школьников в дистанционном режиме http://irooo.ru/skoraya-metodicheskaya-pomoshch

 

Актуальные вопросы:

 

27.04.20  - Нужны ли единые подходы к организации работы по дистанционному обучению в школе или в каждой школе – это собственная система?

Отвечает Ирина Александровна Кирина, заместитель директора БОУ г. Омска «СОШ № 142»:

         Однозначного ответа нет на этот вопрос. На него «ответит» опыт, который мы, как коллективы школы, получим за период обучения и работы в самоизоляции. Но совершенно точно могу сказать, что в этих условиях существенное значение имеет работа с педагогическим коллективом, определение общих подходов к удаленной работе и поддержанию качества обучения, сохранение трудовой дисциплины и личной ответственности за труд.

         Быстрому «включению» коллектива в данную деятельность в начале реализации дистанционного обучения способствовало систематическая вовлеченность педагогического коллектива в инновационную деятельность, эффективный опыт участия в телекоммуникационных проектах на протяжении ряда лет и систематическое использование электронного журнала как способа организации обратной связи и домашней работы в системе ЕОС «Дневник.ру».

         За неделю до начала дистанционного обучения было проведено совещание, на котором дана характеристика сервисов для педагогов и были разработаны рекомендации для описания заданий в системе ЕОС «Дневник.ру» в логике организации продуктивного обучения. А именно при составлении задания необходимо:

  • указать предмет, класс, тема, дата урока;
  • указать средства обучения (ресурсы) для выполнения задания, в котором задание преимущественно имеет обучающую, сопровождающую функцию, контроль – не цель задания;
  • представить критерии выполнения задания и оценивания задания (ресурс для самопроверки) и сообщить подлежит ли задание отметке в журнале;
  • указать срок выполнения задания;
  • указать  форму его выполнения (маршрутный лист урока, таблица, письменный ответ, работа на портале и т.д.);
  • сообщить о способах организации обратной связи (адрес почты, название соц. сервиса и т.д.).

         При этом задание должно иметь развивающий характер и исключать возможность использования готовых домашних заданий, легкого списывания в среде интернет. Еще один важный момент: домашнего задания нет, только задания учебного дня.

         Организация защиты индивидуальных проектов идет по плану в Skype
(11 классы), как и внеурочная деятельность (проведение онлайн выставок, онлайн-тренировок и т.п.).

         В новых условиях обучения, важное значение имеет и режим работы нашего педагогического коллектива:

  • 9-00-10-10 – публикация задания текущего дня,
  • 10-20 – 12-50 – консультирование, проверка работ, проведение видеоконференций
  • 13-00-13-35-обед,
  • с 13-40 – внеурочная деятельность, домашнее обучение.

         Ежедневно проводится мониторинг со стороны администрации школы на предмет присутствия в дневнике.ру в установленное время педагогов, качества формулировок заданий и норм времени их выполнения, накопляемости отметок, сопровождения обучающихся в решении проблем технического характера (ведется специальная онлайн таблица). Организованы чаты быстрого взаимодействия по «горячей» информации по дистанционному обучению, обмену опытом, взаимообучение педагогов. Вся информации оперативно размещается на сайте школы.

 

27.04.20 - Какие механизмы управления на уровне муниципальной системы образования необходимы для осуществления контроля за реализацией дистанционного обучения школьников?

Отвечает: Ольга Петровна Акимова, заместитель председателя Комитета по образованию Администрации Крутинского района:

         В Крутинском районе на муниципальном уровне перед массовым запуском дистанционного обучения был осуществлен мониторинг технической возможности обучающихся и учителей по организации обучения в дистанционной форме обучения. По итогам мониторинга были определены 2 модели реализации дистанционного обучения с учетом имеющихся условий: первая - при наличии компьютера, ноутбука, планшета или смартфона с выходом в Интернет, вторая - с использованием только стационарных и мобильных телефонов без выхода в Интернет. Обе эти модели подразумевают использование учебников, рабочих тетрадей и различных дидактических материалов у 100% обучающихся.

         На первой неделе обучения в дистанционном режиме был проведен мониторинг использования электронных образовательных ресурсов учителями и обучающимися. По результатам анкетирования  педагогов и родителей, было выявлено, как в целом осуществляется обратная связь «Учитель – Ученик», «Ученик-Учитель».

         На муниципальном уровне в новых условиях определены функциональные обязанности сотрудников, которые несут ответственность за качественное освоение образовательных программ на уровне школы. Функциональные обязанности были определены для следующих категорий работников: директор образовательной организации, заместитель директора по УВР, учитель – предметник, классный руководитель.

         Для методического сопровождения педагогов и руководителей образовательных организации были подготовлены и размещены на сайте Комитета по образованию мастер – классы, которые  способствуют решению возникающих проблем в ходе дистанционного обучения.

         Надо отметить, что педагоги нашего района были подготовлены к обучению школьников в дистанционной форме.  Так, 47 педагогов из всех образовательных организаций, прошедших обучение в БОУ ДПО «ИРООО» по КПК «Реализация ЭОР и ДОТ», «Цифровые образовательные ресурсы: проектирование и применение»,  являются тьюторами в своих образовательных организациях.  На уровне муниципалитета действует  ассоциация  учителей – предметников, использующих  ЭОР И ЦОР.

         Сегодня на уровне муниципального района еженедельно проводится мониторинг освоения общеобразовательных программ, в ходе которого решаются возникающие проблемы, обнаруживаются определенные риски дистанционного образования и его «плюсы».

         Наше «видение» механизмов  управления  дистанционным  обучением  в Крутинском муниципальном районе подробно представлено на сайте Комитета по образованию Администрации Крутинского муниципального района Омской области по ссылке: http://mouo.krut.obr55.ru/sites/default/files/Novosti/do.pdf