Национальный проект "Образование"

Механизмы мониторинга и контроля хода реализации приоритетного национального проекта "Образование" (ПНПО)

 

Уважаемые коллеги, в соответствии с принятым сетевым планом приоритетного национального проекта "Образование" мониторинг его реализации включает в себя три основные части:

1. Мониторинг готовности участников к осуществлению проекта. Необходимо, чтобы все документы были своевременно приняты, а подготовительные мероприятия проведены.

2. Контроль за ходом выполнения процедур реализации проекта. Здесь важно, чтобы все обозначенные ранее обязательства выполнялись в соответствии с подписанными соглашениями и контрактами.

3. Мониторинг основных и промежуточных результатов проекта, который предполагает анализ достижения всех промежуточных и итоговых показателей.

Сначала о мониторинге готовности к осуществлению проекта. Прежде всего, федеральным органам исполнительной власти предстоит в соответствии с установленным планом подготовить первоочередные акты по реализации приоритетного национального проекта "Образование". Речь идет о постановлениях Правительства Российской Федерации по поддержке инновационных образовательных учреждений, лучших учителей, способной и талантливой молодежи, классных руководителей. Также будут приняты распоряжения об открытии двух бизнес-школ и о создании университетов в Сибирском и Южном федеральном округах. Планируется разработать проекты указов президента Российской Федерации - "О ежегодном поощрении лучших учителей" и "О государственной поддержке способной и талантливой молодежи". К марту 2006 года все названные документы должны быть в установленном порядке внесены в Правительство Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации также должна быть обеспечена готовность к реализации приоритетного национального проекта "Образование". В первом квартале 2006 года во всех регионах должны быть созданы:

- Советы при губернаторах, обеспечивающие реализацию проекта;

- Организационные группы, ведущие оперативное администрирование реализации проекта. Главным образом они нужны для координации осуществления конкурсов по поддержке лучших учителей и инновационных школ.

К апрелю в регионах также должны быть отобраны организации-исполнители для поставки компьютерного оборудования в общеобразовательные учреждения.

Вместе с этим должны быть разработаны поквартальные региональные сетевые планы, все необходимые нормативные документы, обеспечивающие доведение федеральных средств до каждой конкретной школы, учителя, классного руководителя.

Основной механизм мониторинга хода выполнения процедур проекта - выездные комплексные инспектирования.

В феврале - марте 2006 года необходимо организовать и обеспечить контроль за тем, как проходят конкурсы, осуществляются необходимые выплаты и закупки в 40-50 субъектах РФ.

В ходе инспектирования в каждом конкретном субъекте Федерации необходимо рассмотреть:

- как действует региональный совет по реализации проекта (кто входит в его состав, как проходят заседания, какие решения принимаются, как обеспечивается контроль за их исполнением);

- какие условия созданы для работы организационной группы при региональном совете, укомплектована ли она квалифицированными специалистами;

- как осуществляется информирование об условиях участия в проекте, ходе его реализации, а также о самих участниках;

- соблюдаются ли утвержденные на федеральном уровне порядок и критерии отбора лучших учителей, инновационных школ, талантливой молодежи;

- какие организации определены в качестве экспертных (важно, чтобы это были действующие, имеющие авторитет в обществе, независимые гражданские объединения, охватывающие различные сферы общественных интересов).

В рамках направления по информатизации образовательных учреждений подлежит контролю:

- выполнение требований законодательства, конкурсных процедур при отборе организаций-поставщиков компьютерной техники;

- соблюдение установленной номенклатуры и определенных технических требований при закупках компьютерного оборудования;

- своевременность и качество установки и подключения техники, использование компьютерного оборудования и Интернета в образовательном процессе.

На федеральном уровне в середине 2006 года будет осуществляться закупка электронных образовательных ресурсов, которую планируется проводить с привлечением профессионально-педагогического экспертного сообщества. Такой общественный контроль должен обеспечить разработку наиболее качественных, востребованных в школах электронных образовательных ресурсов.

На июнь-июль 2006 года Министерством запланировано комплексное инспектирование выполнения контрактных обязательств инновационными вузами.

При инспектировании вузов предусматривается проверка:

- своевременности и полноты выполнения контрактных обязательств;

- корректности отбора субподрядчиков и поставщиков, проведения необходимых конкурсных процедур.

В этот же период необходимо проконтролировать в полном ли объеме финансируются инновационные школы, как осуществляются выплаты учителям и классным руководителям; соблюдаются ли при этом нормы казначейского исполнения бюджетов. Также должно быть уделено внимание процедурам отбора способной и талантливой молодежи - насколько доступны и открыты проводимые конкурсы.

 

Теперь о мониторинге основных результатов проекта.

Мы исходим из того, что контроль должен способствовать обеспечению необходимого результата. Поэтому считаем, что уже в III-IV квартале 2006 года будет организован предварительный мониторинг итогов для того, чтобы гарантировать безусловное выполнение целевых индикаторов проекта.

В рамках реализации проектов создания бизнес-школ и национальных университетов будут разработаны современные образовательные программы, обеспечено оснащение новым учебным и научным оборудованием, профинансированы переподготовка преподавателей, внедрены новые образовательные технологии. Поэтому выполнение процедур, связанных с разработкой указанных услуг и закупкой товаров в соответствии со сроками принятых программ создания бизнес-школ и национальных университетов, - также станет предметом пристального мониторинга.

По итогам всероссийских олимпиад, творческих конкурсов и соревнований должны получить поддержку две с половиной тысячи талантливых молодых людей. И здесь важно обеспечить контроль доведения полученных премий, а также объективность их присуждения.

Также к концу 2006 года должны быть достигнуты следующие основные показатели:

1. 3 тыс. инновационных общеобразовательных учреждений и не менее 10 вузов должны реализовать собственные годовые программы развития.

2. 10 тыс. лучших учителей должны получить премии в размере по 100 тыс. рублей.

3. С учетом наполняемости классов в сельской местности и в городе классные руководители получат ежемесячные доплаты. Для классов наполняемостью 25 и более человек в городе и классов наполняемостью свыше 14 человек в сельской местности должна быть профинансирована доплата в объеме 1000 руб., а классные руководители в классах с меньшей наполняемостью получат доплаты в зависимости от количества учащихся в классе.

4. 10 тыс. школ должны быть подключены к системе Интернет (столько же в 2007 году). При этом предстоит обеспечить нормальный двусторонний доступ к наиболее востребованным образовательным ресурсам. 1 250 школ должны получить современные компьютерные классы.

5. Расширение возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими военную службу по призыву. В рамках этого направления приоритетного национального проекта "Образование" под руководством Минобороны России в первый год в армии планируется открыть 25 современных учебных центров.

Указанные результаты будут зафиксированы в отчетах регионов, вузов и организаций-исполнителей отдельных компонентов приоритетного национального проекта "Образование".

Для повышения эффективности и прозрачности процедур контроля мы планируем использовать информационные технологии. Предполагается, что сайт приоритетного национального проекта "Образование" будет содержать не только еженедельно обновляющуюся информацию о ходе реализации проекта в высших учебных заведениях и регионах России, но и позволит обеспечить диалог всех основных участников национального проекта. На сайте будет размещена информация гражданских институтов, участвующих в проекте, опыт работы инновационных образовательных учреждений и лучших учителей. Граждане смогут непосредственно обращаться в федеральный центр по различным вопросам реализации проекта. Это должно стать существенным дополнением к практике опросов и интервью, направленных на выявление мнения общественности о ходе реализации приоритетного национального проекта.

Мы полагаем, что совокупность указанных действий, сочетание процедур жесткого контроля и привлечения общественного внимания к приоритетному национальному проекту "Образование" позволят обеспечить своевременность выполнения задач, поставленных Президентом Российской Федерации. И, в конечном счете, будут способствовать достижению основной цели - "существенному повышению качества жизни граждан России".

 

Заместитель Директора Департамента


государственной политики в образовании

И.М.Реморенко


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Мониторинг 2006-01-27 12:00:10